УТВЕРЖДЕНО
Постановление Совета Министров
Республики Беларусь
22.11.2014 № 1088
Изменения и дополнения:
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 марта 2018 г. № 234 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 31.03.2018, 5/44980);
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 ноября 2020 г. № 642 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 14.11.2020, 5/48502)
ПРАВИЛА
перевозок пассажиров городским электрическим транспортом
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящими Правилами, разработанными в соответствии с Гражданским кодексом Республики Беларусь, законами Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 90-З «О защите прав потребителей» и «О городском электрическом транспорте и метрополитене», иными нормативными правовыми актами, регулируются отношения, возникающие при организации и выполнении перевозок пассажиров городским электрическим транспортом, определяются условия и порядок выполнения перевозок пассажиров городским электрическим транспортом, права пассажиров, перевозчика пассажиров городским электрическим транспортом (далее – перевозчик) и водителей, а также устанавливаются их ответственность и обязанности.
2. В настоящих Правилах применяются термины и их определения в значениях, установленных Законом Республики Беларусь «О городском электрическом транспорте и метрополитене», а также следующие термины и их определения:
валидатор – устройство, предназначенное для подтверждения пассажиром оплаты проезда в городском электрическом транспорте посредством электронного билета, применяемое при автоматизированной системе оплаты и контроля оплаты проезда;
водитель – физическое лицо, управляющее транспортным средством городского электрического транспорта (далее, если не указано иное, – транспортное средство) и являющееся при выполнении перевозок пассажиров городским электрическим транспортом представителем перевозчика;
диспетчерский пункт (станция) – имущественный комплекс, включающий кассу продажи проездных документов, площадку для стоянки транспортных средств, служебные и санитарно-бытовые помещения, имеющий разветвление контактной сети (путей), располагающийся на остановочных пунктах маршрутов городских и пригородных перевозок пассажиров городским электрическим транспортом;
информационная система продажи билетов – информационная система, позволяющая получить прямой доступ к базе данных расписаний движения транспортных средств по маршрутам и иной информации об условиях выполнения перевозок пассажиров городским электрическим транспортом и позволяющая произвести оплату проезда пассажира;
компостер – механическое, электромеханическое, электронное или иное устройство (в зависимости от применяемой системы оплаты и контроля оплаты проезда), предназначенное для подтверждения пассажиром оплаты проезда в городском электрическом транспорте посредством билета;
кондуктор – уполномоченное лицо, обеспечивающее взимание платы за проезд пассажиров и провоз ими ручной клади, а также проверку наличия у пассажиров проездных документов и (или) документов, подтверждающих право на льготы по оплате проезда либо на бесплатный проезд при перевозках пассажиров городским электрическим транспортом;
контролирующее лицо – лицо, уполномоченное в соответствии с законодательством на осуществление контроля за соблюдением требований законодательства о перевозках пассажиров городским электрическим транспортом;
маршрут – установленный путь следования транспортного средства по соответствующим линиям городского электрического транспорта между определенными пунктами;
организация перевозок пассажиров городским электрическим транспортом – совокупность организационных действий и технологических операций по обеспечению выполнения перевозок пассажиров городским электрическим транспортом;
остановочный пункт – установленное место остановки транспортного средства для посадки-высадки пассажиров, обозначенное и оборудованное в соответствии с техническими нормативными правовыми актами;
поездка – один проезд пассажира по маршруту в течение одного рейса;
расписание движения – установленный временной график выполнения рейсов, включающий время прибытия и (или) отправления транспортных средств для каждого остановочного пункта (дата, дни недели, часы и минуты суток);
рейс – путь транспортного средства от начального до конечного остановочного пункта маршрута в прямом или обратном направлении;
схема маршрута – графическое изображение маршрута с указанием остановочных пунктов;
тариф – денежное выражение стоимости единицы услуги по перевозке пассажиров городским электрическим транспортом и (или) их ручной клади за одну поездку, один километр проезда, один час использования транспортного средства, провоз одного места ручной клади и другие услуги.
ГЛАВА 2
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВАМ
3. Транспортное средство при выполнении перевозок пассажиров городским электрическим транспортом должно быть в технически исправном состоянии, соответствовать требованиям технических нормативных правовых актов.
4. Транспортное средство должно быть оформлено в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов.
5. Транспортное средство должно быть оснащено указателями маршрута, аптечкой, огнетушителями, противооткатными упорами, знаком аварийной остановки, устройством для аварийного удаления стекол, компостерами, валидаторами (в случае применения автоматизированной системы оплаты и контроля оплаты проезда), аудиосистемой для оповещения пассажиров, приспособлением для перевода стрелок (только для трамваев). В транспортном средстве один огнетушитель должен находиться в кабине водителя, второй – в салоне.
6. Указатели маршрута на транспортном средстве, в том числе в виде электронных табло, должны содержать информацию о номере маршрута и (или) названиях конечных остановочных пунктов маршрута в соответствии с требованиями законодательства в области дорожного движения.
Передний указатель маршрута должен содержать информацию о номере маршрута и названиях его конечных остановочных пунктов (допускается указание только номера маршрута, если конструкция транспортного средства не позволяет разместить всю информацию). Боковой указатель маршрута должен содержать информацию о номере маршрута и названиях его конечных остановочных пунктов. На заднем указателе маршрута приводится только номер маршрута.
7. В салоне транспортного средства должны находиться:
визитная карточка, содержащая сведения о водителе и его фотографию;
информация о наименовании, месте нахождения и контактных телефонах перевозчика;
информация о месте нахождения книги замечаний и предложений;
схема маршрута или общая схема всех маршрутов с указанием наименований всех остановочных пунктов;
компостеры при применении соответствующей системы оплаты проезда и (или) валидаторы в случае применения автоматизированной системы оплаты и контроля оплаты проезда;
специально обозначенные места (не менее четырех) для пассажиров с детьми дошкольного возраста, беременных женщин, инвалидов и престарелых граждан;
информационные надписи, содержащие сведения о вместимости транспортного средства, количестве мест для сидения, надпись «Запасный выход», обозначения приборов экстренного управления дверями, запасными выходами, а также инструкции о пользовании ими;
информация о тарифах на перевозки пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и провоз ими ручной клади, а также о размере штрафа за безбилетный проезд.
ГЛАВА 3
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ВОДИТЕЛЯМ
8. К выполнению перевозок пассажиров городским электрическим транспортом допускаются водители не моложе 21 года, имеющие водительское удостоверение на право управления механическим транспортным средством соответствующей категории и прошедшие стажировку в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.
Водитель допускается перевозчиком к выполнению перевозок пассажиров городским электрическим транспортом после прохождения в установленном порядке обязательного медицинского переосвидетельствования водителей механических транспортных средств, а также предрейсового медицинского обследования.
9. Водители должны знать требования нормативных правовых актов, регламентирующих выполняемые ими перевозки пассажиров городским электрическим транспортом.
ГЛАВА 4
УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ ГОРОДСКИМ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТРАНСПОРТОМ В РЕГУЛЯРНОМ СООБЩЕНИИ
10. Основные условия выполнения перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении определяются Законом Республики Беларусь «О городском электрическом транспорте и метрополитене».
11. Перевозчик должен обеспечивать безопасную, своевременную и качественную перевозку пассажиров городским электрическим транспортом и их ручной клади.
12. У перевозчика должны находиться на праве собственности, хозяйственного ведения, аренды и иных законных основаниях транспортные средства и коммуникации городского электрического транспорта.
Перевозчик обязан создать надлежащие условия для проведения предрейсового медицинского обследования водителей.
13. Организация перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении осуществляется заказчиком перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении (далее, если не указано иное, – заказчик) или по его решению оператором перевозок пассажиров городским электрическим транспортом (далее – оператор).
14. Перевозки пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении организуются в соответствии с договором об организации перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении, заключаемым заказчиком или оператором с перевозчиком.
15. Перевозки пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении могут быть организованы в обычном или скоростном регулярном сообщении.
При необходимости выполнения перевозок пассажиров городским электрическим транспортом к местам проведения праздников, спортивных, культурно-зрелищных и других массовых мероприятий, а также в случаях приостановки перевозок пассажиров другими видами транспорта заказчиком или оператором могут вводиться временные или дополнительные маршруты перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении.
16. Каждому маршруту перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении присваивается номер с указанием при необходимости его вида с помощью символов «С» и «Д» для скоростного и дополнительного маршрутов соответственно.
17. Городские перевозки пассажиров городским электрическим транспортом в обычном регулярном сообщении должны осуществляться транспортными средствами между пассажирообразующими пунктами города (населенного пункта). Расстояние между промежуточными остановочными пунктами должно быть, как правило, от 350 до 800 метров.
Городские перевозки пассажиров городским электрическим транспортом в скоростном регулярном сообщении должны осуществляться при наличии технической возможности перевозки пассажиров транспортными средствами по обособленным линиям городского электрического транспорта с расстоянием между остановочными пунктами более 800 метров.
18. Пригородные перевозки пассажиров городским электрическим транспортом в обычном регулярном сообщении должны обеспечивать потребность пассажиров в поездках между пассажирообразующими пунктами. На маршрутах таких перевозок расстояние между остановочными пунктами должно быть не более 6000 метров (при наличии жилых домов) и не менее 1500 метров (для вновь открываемых маршрутов).
Пригородные перевозки пассажиров городским электрическим транспортом в скоростном регулярном сообщении должны осуществляться при наличии технической возможности перевозки пассажиров транспортными средствами по обособленным линиям городского электрического транспорта с расстоянием между остановочными пунктами более 1500 метров.
19. На каждый маршрут перевозки пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении до начала ее выполнения должен быть составлен паспорт маршрута по форме, утвержденной Министерством транспорта и коммуникаций.
20. Разработка паспорта маршрута осуществляется заказчиком, оператором или перевозчиком либо иной организацией по их заказу. Паспорт маршрута подписывается разработчиком, согласовывается с соответствующим подразделением Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел и утверждается заказчиком или оператором. Изменения характеристик маршрута должны быть отражены в паспорте маршрута.
Паспорт маршрута заполняется в двух экземплярах. Первый экземпляр данного паспорта хранится в утвердившей его организации, второй – у разработчика. У перевозчика должна быть копия паспорта маршрута, заверенная утвердившей его организацией.
21. Расписание движения транспортных средств по маршруту должно быть соотнесено с расписанием движения транспортных средств на дублирующих маршрутах, а также с расписанием движения пассажирских транспортных средств других видов транспорта и составляться с учетом:
объема пассажиропотока по направлениям и часам суток, дням недели, периодам года;
допустимого количества пассажиров, которые могут находиться в салоне транспортного средства одновременно, согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям;
характеристик дорожных условий на маршруте;
безопасных скоростей движения;
провозных возможностей транспортных средств;
требований к режиму рабочего времени и времени отдыха водителей.
22. Расписание движения транспортных средств по маршруту составляется оператором или перевозчиком и утверждается заказчиком или оператором соответственно.
Полное расписание движения транспортных средств по маршруту при перевозках пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении должно содержать информацию:
о наименовании и номере маршрута;
о количестве рейсов по маршруту, протяженности и длительности рейса в прямом и обратном направлениях;
о времени выезда транспортных средств с места стоянки и времени прибытия на начальный остановочный пункт;
о времени начала работы транспортных средств на маршруте;
о времени прохождения транспортными средствами остановочных пунктов маршрута по рейсам;
о времени и месте перерыва в работе водителей и межрейсового отстоя транспортных средств;
о времени и месте смены водителей;
о времени завершения работы на маршруте и времени возвращения транспортных средств к месту стоянки.
23. Расписание движения транспортных средств, приводимое на остановочных пунктах, должно содержать информацию:
о номере маршрута и его конечных остановочных пунктах;
о времени движения транспортных средств при выполнении первого и последнего рейсов по рабочим, выходным и праздничным дням;
об интервале движения транспортных средств (если интервал движения составляет не более 15 минут) или времени движения по рейсам (если интервал движения составляет более 15 минут) для рабочих, выходных и праздничных дней.
24. Перевозки пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении выполняются в соответствии с договором перевозки пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении. Заключение указанного договора удостоверяется проездным документом и (или) документом, подтверждающим право на льготы по оплате проезда либо на бесплатный проезд.
25. Формы (образцы) проездных документов на перевозки пассажиров городским электрическим транспортом устанавливаются заказчиком.
Проездные документы могут быть выполнены на бумажной, пластиковой основе или ином материальном носителе, а также в виде электронной записи, сформированной в информационной системе продажи билетов или автоматизированной системе оплаты и контроля оплаты проезда.
Проездные документы на бумажной, пластиковой основе или ином материальном носителе, изготовленные типографским способом, являются документами с определенной степенью защиты и подлежат обязательной регистрации в Государственном реестре бланков ценных бумаг и документов с определенной степенью защиты, а также документов с определенной степенью защиты.
На бланке билета на перевозки пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении указываются:
наименование города;
наименование заказчика перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении, либо оператора таких перевозок, либо наименование перевозчика;
назначение, номер, серия;
тариф;
срок действия (количество поездок) и перечень видов транспорта, на которые распространяется его действие.
26. При перевозках пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении могут применяться билеты на одну поездку, билеты многоразового пользования (на декаду, месяц и иные периоды), электронные билеты на одну поездку, сформированные в информационной системе продажи билетов или автоматизированной системе оплаты и контроля оплаты проезда, электронные билеты многоразового пользования на определенное количество поездок и (или) определенный период времени (декаду, месяц и иные периоды), сформированные в автоматизированной системе оплаты и контроля оплаты проезда, а также другие виды электронных билетов в зависимости от используемого тарифа.
При перевозках пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении билет на одну поездку, приобретенный по предшествующему тарифу, действителен в течение 30 суток со дня изменения тарифа и по истечении 30 суток принимается к зачету при приобретении билета на одну поездку по действующему тарифу с доплатой разницы.
Проездные документы на городские перевозки пассажиров городским электрическим транспортом могут предназначаться и для других видов городского пассажирского транспорта.
Если перевозчик приостановил перевозку пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении по техническим или другим причинам, то проездные документы будут действительны на другой рейс этого маршрута или направления, выполняемого перевозчиком в течение дня, в котором перевозка пассажиров была приостановлена.
27. На электронном билете должны быть указаны:
наименование перевозчика;
наименование электронного билета;
кодированный номер и штрих-код электронного билета;
краткая инструкция по использованию электронного билета.
28. Реализация проездных документов на перевозки пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении производится в пунктах продажи проездных документов. Реализация билетов на одну поездку может производиться также кондуктором или водителем транспортного средства.
29. Оплата проезда может производиться до:
начала поездки посредством покупки билета на одну поездку у водителя или в пункте продажи проездных документов, билета многоразового пользования или электронного билета в пунктах продажи проездных документов;
следующего после посадки остановочного пункта маршрута – посредством покупки билета на одну поездку у кондуктора.
В зависимости от применяемой технологии оплаты проезда подтверждением оплаты могут являться:
покупка билета рулонного типа на одну поездку у кондуктора или водителя;
наличие билета многоразового пользования;
наличие билета на одну поездку с отметкой компостера данного транспортного средства;
наличие электронного билета на одну поездку в виде электронной записи, сформированной в информационной системе продажи билетов или автоматизированной системе оплаты и контроля оплаты проезда;
наличие электронного билета многоразового пользования с отметкой в валидаторе данного транспортного средства.
При приобретении электронного билета многоразового пользования, выполненного в виде пластиковой карты со встроенной микросхемой, пассажир оплачивает также залоговую стоимость такой карты.
Билеты на одну поездку, билеты многоразового пользования, электронные билеты на одну поездку, электронные билеты многоразового пользования, сформированные в информационной системе продажи билетов или автоматизированной системе оплаты и контроля оплаты проезда, обмену и возврату не подлежат.
30. Если иное не предусмотрено настоящими Правилами, провоз ручной клади, размер единицы которой в сумме измерений по длине, ширине и высоте составляет 121–200 сантиметров, длинномерных предметов размером 151–200 сантиметров оплачивается отдельно за каждое место. Количество мест ручной клади разрешенного размера, провоз которой подлежит оплате, не должно быть более двух на одного пассажира.
Для оплаты провоза ручной клади при перевозках пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении применяется билет на одну поездку.
31. В транспортном средстве запрещается перевозить ручную кладь:
размер единицы которой в сумме измерений по длине, ширине и высоте превышает 200 сантиметров, длинномерные предметы размером более 200 сантиметров;
содержащую взрывоопасные, огнеопасные, окисляющие, коррозионные, радиоактивные, отравляющие, ядовитые (токсичные), озоноразрушающие, наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, зловонные, с резким запахом вещества и предметы, острые и (или) режущие предметы (без упаковки или чехлов, исключающих причинение вреда пассажирам и ущерба их имуществу), огнестрельное оружие без наличия у пассажира документа, подтверждающего право на его ношение, и не вложенное в чехол (кобуру), а также другие предметы и вещества, которые при перевозке могут причинить вред пассажирам, водителю, кондуктору или вызвать повреждение или загрязнение транспортного средства, ручной клади.
32. Через переднюю дверь транспортного средства разрешается входить пассажирам с детьми дошкольного возраста, беременным женщинам, инвалидам, престарелым гражданам, лицам, намеревающимся приобрести проездной документ у водителя, а также контролирующим лицам.
ГЛАВА 5
УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ ГОРОДСКИМ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТРАНСПОРТОМ В НЕРЕГУЛЯРНОМ СООБЩЕНИИ
33. Заказчиком перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в нерегулярном сообщении (далее – фрахтователь) может быть юридическое или физическое лицо.
34. Перевозки пассажиров городским электрическим транспортом в нерегулярном сообщении выполняются в соответствии с договором фрахтования для перевозки пассажиров городским электрическим транспортом.
35. Время использования транспортного средства по договору фрахтования для перевозки пассажиров городским электрическим транспортом включает время на подачу транспортного средства от места стоянки до места, указанного фрахтователем в данном договоре, время перевозки, а также время на возврат транспортного средства к месту стоянки.
36. Плата за перевозку пассажиров городским электрическим транспортом в нерегулярном сообщении устанавливается в соответствии с законодательством и договором фрахтования для перевозки пассажиров городским электрическим транспортом. Время простоя транспортного средства по вине перевозчика фрахтователем не оплачивается.
37. Фрахтователь имеет право:
получать информацию об условиях перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в нерегулярном сообщении;
требовать возмещения ущерба, причиненного его имуществу;
предъявлять перевозчику претензии и иски, вытекающие из обязательств по перевозке пассажиров городским электрическим транспортом в нерегулярном сообщении.
Фрахтователь может иметь иные права, предусмотренные законодательством или договором фрахтования для перевозки пассажиров городским электрическим транспортом.
38. Фрахтователь обязан:
оплачивать услуги, оказанные в соответствии с договором фрахтования для перевозки пассажиров городским электрическим транспортом;
своевременно уведомлять в письменной форме перевозчика о необходимости изменения условий перевозки пассажиров городским электрическим транспортом в нерегулярном сообщении;
выполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством или договором фрахтования для перевозки пассажиров городским электрическим транспортом.
39. Отправление и прибытие транспортного средства, выполняющего перевозки пассажиров городским электрическим транспортом в нерегулярном сообщении, должны осуществляться в местах, согласованных фрахтователем и перевозчиком.
ГЛАВА 6
ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПАССАЖИРОВ ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ ПАССАЖИРОВ ГОРОДСКИМ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ ТРАНСПОРТОМ В РЕГУЛЯРНОМ СООБЩЕНИИ
40. Пассажир имеет право:
приобрести проездной документ и совершить поездку в городском электрическом транспорте;
пользоваться льготами по оплате проезда в городском электрическом транспорте, установленными законодательными актами;
бесплатно провозить ручную кладь, размер единицы которой в сумме измерений по длине, ширине и высоте составляет до 121 сантиметра, длинномерные предметы размером до 151 сантиметра, а также инвалидную коляску, трости, костыли, ходунки и другие средства социальной реабилитации для личного пользования инвалидов, музыкальный инструмент в футляре, лыжи, клюшки, удочки, ружье в чехле, мелкий садовый инвентарь, велосипед в разобранном и упакованном виде, размеры которых в сумме измерений по длине, ширине и высоте не превышают 200 сантиметров, детский велосипед, санки и коляску;
провозить бесплатно в наморднике и на коротком поводке специально обученную собаку-проводника, сопровождающую инвалида по зрению;
провозить с собой в счет разрешенной к перевозке ручной клади бесплатно или платно (в зависимости от общего числа и мерности мест) прирученных животных и птиц в клетках, ящиках, мешках или сумках с водонепроницаемым адсорбирующим дном при условии соблюдения мер безопасности и санитарных норм;
получать своевременную и точную информацию о расписании движения городского электрического транспорта, стоимости проезда и других условиях перевозок пассажиров городским электрическим транспортом;
требовать от перевозчика выполнения условий договора перевозки пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении и настоящих Правил;
вносить заказчику, оператору или перевозчику предложения о совершенствовании перевозок пассажиров городским электрическим транспортом, повышении качества обслуживания пассажиров и безопасности перевозок;
получить в соответствии с законодательством возмещение за причинение вреда его жизни, здоровью и (или) имуществу.
Пассажир может иметь иные права в соответствии с законодательством.
41. Пассажир обязан:
соблюдать требования настоящих Правил, Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551, и иных нормативных правовых актов, а также выполнять условия договора перевозки пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении;
своевременно приобретать проездной документ и в полном объеме оплачивать проезд, если иное не предусмотрено законами и актами Президента Республики Беларусь, у водителя, в пунктах продажи проездных документов или других местах – до начала поездки, у кондуктора (при его наличии) – до следующего остановочного пункта маршрута;
обеспечивать наличие проездного документа, соответствующего выполняемой перевозке пассажира городским электрическим транспортом;
при отсутствии проездного документа и намерении приобрести его у водителя входить в транспортное средство через переднюю дверь;
при выполнении перевозок пассажиров в транспортном средстве, оборудованном компостерами, для подтверждения оплаты проезда при посадке в транспортное средство отметить посредством компостера билет на одну поездку;
при выполнении перевозок пассажиров в транспортном средстве, оборудованном автоматизированной системой оплаты и контроля оплаты проезда, для подтверждения оплаты проезда при посадке в транспортное средство приложить электронный билет многоразового пользования к валидатору;
оплачивать провоз ручной клади, количество и (или) размер которой превышают нормы бесплатного провоза, установленные в абзаце четвертом части первой пункта 40 настоящих Правил;
проверять деньги и проездные документы, не отходя от пункта продажи проездных документов либо от кондуктора или водителя (при покупке проездных документов в салоне транспортного средства);
иметь и сохранять до конца поездки проездные документы, иметь при себе оригиналы документов, подтверждающих право на льготы по оплате проезда, и предъявлять их по требованию контролирующих лиц, кондуктора или водителя;
при проверке полноты оплаты проезда в транспортном средстве, оборудованном автоматизированной системой оплаты и контроля оплаты проезда, приложить электронный билет для проверки к терминалу контролирующего лица;
обеспечить сопровождение при перевозках ребенка до 7 лет;
не входить в транспортное средство и не выходить из него после объявления о закрытии дверей;
по прибытии в пункт назначения либо на конечный остановочный пункт маршрута освободить салон транспортного средства;
уступать специально обозначенные места для сидения пассажирам с детьми дошкольного возраста, беременным женщинам, инвалидам и престарелым гражданам;
держаться за поручень во время движения при проезде в салоне стоя, соблюдая осторожность;
ожидать транспортное средство на посадочной площадке (при ее отсутствии – на тротуаре) не ближе 0,3 метра от края проезжей части, после выхода из транспортного средства не находиться на краю посадочной площадки или на краю тротуара;
выходить на проезжую часть только после остановки транспортного средства, если посадка с посадочной площадки или тротуара невозможна;
не причинять своими действиями вред пассажирам, ущерб их ручной клади, а также салону транспортного средства;
сообщать водителю об обнаруженных в салоне транспортного средства вещах и документах, оставленных без присмотра;
при перевозке собаки или кошки обеспечить наличие жетона и регистрационного свидетельства животного с отметкой ветеринарного врача о вакцинации против бешенства или ветеринарного свидетельства (ветеринарной справки);
соблюдать санитарные нормы при перевозке домашних животных (собак, кошек и других животных) и птиц;
возместить в установленном законодательством порядке перевозчику и (или) другим пассажирам ущерб, причиненный собственными неосторожными или умышленными действиями;
не создавать препятствий для передвижения пассажиров по салону транспортного средства при размещении ручной клади в проходах и на площадках у дверей транспортного средства, а также не размещать ручную кладь на сиденьях транспортных средств;
не создавать своими действиями, состоянием и поведением неудобств другим пассажирам, водителю, кондуктору и контролирующим лицам;
не пользоваться аварийным оборудованием транспортного средства в ситуации, не угрожающей жизни и здоровью людей;
не засорять салон транспортного средства;
не провозить запрещенные к перевозке предметы в ручной клади;
не выбрасывать вещи или предметы в окна транспортного средства;
не выходить из транспортного средства в случае его аварийной остановки без разрешения водителя, а также в ситуации, не угрожающей жизни и здоровью пассажиров;
не открывать самостоятельно двери транспортного средства, не мешать открытию и закрытию дверей, а также не вмешиваться в управление транспортным средством, за исключением ситуации, направленной на предотвращение несчастного случая по причине резкого ухудшения самочувствия водителя, препятствующего выполнению его обязанностей;
не опираться на двери транспортного средства;
не входить в транспортное средство и не перемещаться по его салону в роликовых коньках, а также на скейтбордах, самокатах и иных подобных средствах передвижения;
при входе в транспортное средство снимать наплечные сумки (рюкзаки) со спины и перевозить их в руках;
не пользоваться аэрозолями в салоне транспортного средства;
не находиться в одежде или с ручной кладью, загрязняющей одежду пассажиров или салон транспортного средства;
не высовываться в оконные проемы транспортного средства;
не отвлекать водителя от управления транспортным средством и не мешать ему во время движения;
выполнять иные обязанности в соответствии с законодательством.
42. При проезде в городском электрическом транспорте без проездного документа, с проездным документом, не соответствующим выполняемой перевозке пассажира, электронным билетом на определенное количество поездок без отметки в валидаторе, билетом на одну поездку без отметки компостера, без документа, подтверждающего право на льготы по оплате проезда, а также в случаях непредъявления проездного документа или документа, подтверждающего право на льготы по оплате проезда, контролирующему лицу для проверки пассажир считается безбилетным.
43. Безбилетный пассажир должен оплатить проезд и несет ответственность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.
При перевозе ручной клади без оплаты (в случаях, когда такая оплата требуется) пассажир должен оплатить провоз ручной клади, при этом он несет ответственность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.
44. В случае отказа пассажира от уплаты штрафа, а также при невозможности установления личности данного пассажира по причине непредъявления им соответствующих документов контролирующее лицо должно обратиться в органы внутренних дел для установления личности пассажира и оформления протокола об административном правонарушении.
45. Пассажир несет ответственность за нарушение требований настоящих Правил в соответствии с законодательными актами.
ГЛАВА 7
ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗЧИКА
46. Перевозчик при выполнении перевозок пассажиров городским электрическим транспортом имеет право:
требовать от заказчика или от уполномоченных им организаций надлежащего содержания дорог, улиц и остановочных пунктов;
требовать от пассажиров соблюдения условий договора перевозки пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении, настоящих Правил и иных актов законодательства;
получать установленную плату за перевозку пассажиров, если иное не предусмотрено законами и актами Президента Республики Беларусь;
проверять у пассажиров проездные документы и документы, подтверждающие право на льготы по оплате проезда либо на бесплатный проезд;
отменять рейс и приостанавливать движение транспортных средств в случае возникновения угрозы жизни или здоровью пассажиров, водителя, кондуктора, контролирующих лиц;
ограничивать или приостанавливать перевозки пассажиров городским электрическим транспортом при возникновении стихийного бедствия, эпидемии или другой чрезвычайной ситуации, оповестив об этом население через средства массовой информации, а в экстренных случаях при прямой угрозе безопасности перевозок пассажиров городским электрическим транспортом – немедленно;
отказать пассажиру в перевозке в случаях, предусмотренных статьей 18 Закона Республики Беларусь «О городском электрическом транспорте и метрополитене»;
требовать возмещения ущерба, причиненного ему по вине пассажира, других физических и юридических лиц, в соответствии с актами законодательства и заключенным договором перевозки пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении;
на конечном остановочном пункте маршрута при осуществлении контроля за наличием у пассажиров проездных документов и (или) документов, подтверждающих право на льготы по оплате проезда в городском электрическом транспорте, производить высадку пассажиров через одну дверь.
Перевозчик может иметь иные права в соответствии с законодательством.
47. Перевозчик обязан:
выполнять перевозки пассажиров городским электрическим транспортом в соответствии с Законом Республики Беларусь «О городском электрическом транспорте и метрополитене», настоящими Правилами, Правилами дорожного движения и иными актами законодательства;
ознакомить водителя со схемой маршрута и расписанием движения;
обеспечивать наличие на диспетчерских станциях и у водителей необходимых технологических документов (схемы маршрутов, расписания движения и другие);
своевременно подавать транспортное средство и обеспечивать перевозки пассажиров городским электрическим транспортом в нерегулярном сообщении в сроки, установленные в договоре фрахтования для перевозки пассажиров городским электрическим транспортом, а при осуществлении городских и пригородных перевозок пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении – не ранее чем за три минуты и не позже пяти минут относительно времени по расписанию движения;
обеспечивать техническое и санитарное состояние, оснащение и оформление транспортного средства в соответствии с техническими нормативными правовыми актами и требованиями, предусмотренными настоящими Правилами;
обеспечивать реализацию проездных документов через пункты продажи проездных документов и в транспортных средствах;
обеспечивать безопасность выполнения перевозок пассажиров городским электрическим транспортом и дорожного движения, соблюдать экологические нормы, санитарные нормы и правила, а также гигиенические нормативы;
не выпускать на линию троллейбус в случае отсутствия или неисправности прибора контроля утечки тока;
обеспечивать контроль за техническим состоянием транспортного средства перед началом его работы. Допуск к перевозке пассажиров транспортного средства, находящегося в технически неисправном состоянии, запрещается;
обеспечивать работу водителей с соблюдением требований к режиму рабочего времени и времени отдыха водителей;
организовать проведение предрейсового медицинского обследования водителей, а при необходимости – во время и (или) после окончания рейса;
обеспечивать кондукторов, а при их отсутствии водителей, разменными купюрами в количестве, необходимом для осуществления расчетов с пассажирами;
планировать и реализовывать мероприятия по безопасной перевозке пассажиров городским электрическим транспортом;
обеспечивать соблюдение требований законодательных актов о предоставлении пассажирам льгот по оплате проезда в городском электрическом транспорте;
осуществлять обязательное страхование в порядке, установленном законодательством;
выполнять требования контролирующих лиц;
обеспечивать общедоступность информации о перевозках пассажиров городским электрическим транспортом и условиях их выполнения, а также о тарифах на такие перевозки;
обеспечивать доставку пассажиров в пункты назначения в случае прерывания перевозки пассажиров по обстоятельствам, зависящим от перевозчика;
возмещать пассажирам причиненный их жизни, здоровью и (или) имуществу вред вследствие невыполнения или ненадлежащего выполнения перевозчиком обязательств;
рассматривать обращения пассажиров по вопросам качества транспортного обслуживания и принимать соответствующие меры по совершенствованию их обслуживания;
принимать в соответствии с законодательством необходимые меры по пресечению нарушений пассажирами общественного порядка и требований, предусмотренных настоящими Правилами;
сообщать в правоохранительные органы о нарушении общественного порядка, обнаруженных в салоне транспортного средства вещах и документах, оставленных без присмотра, а также о противоправных действиях пассажиров и других лиц в отношении пассажиров;
не допускать отправления транспортного средства с начальных остановочных пунктов раньше времени, установленного расписанием движения;
выполнять иные обязанности в соответствии с законодательством.
48. Перевозчик несет имущественную и иную ответственность в соответствии с законодательными актами за причинение вреда жизни, здоровью и (или) имуществу пассажира, если это связано с выполнением перевозки пассажиров городским электрическим транспортом и имело место во время нахождения пассажира в салоне транспортного средства или во время посадки в транспортное средство либо высадки из него.
49. Перевозчик несет ответственность как за свои действия, так и за действия третьих лиц, к услугам которых он прибегает для выполнения обязательств, возлагаемых на него в соответствии с договором перевозки пассажиров городским электрическим транспортом в регулярном сообщении, когда эти лица действуют в пределах своих обязательств. При этом физические или психические недостатки водителя, а также неисправность транспортного средства не являются основаниями для освобождения перевозчика от ответственности.
ГЛАВА 8
ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОДИТЕЛЕЙ
50. Водитель имеет право:
контролировать соблюдение пассажирами требований, предусмотренных настоящими Правилами, и принимать меры по устранению нарушений, допускаемых ими;
вносить предложения о совершенствовании перевозок пассажиров городским электрическим транспортом и работы диспетчерских станций, повышении качества обслуживания пассажиров, безопасности перевозок пассажиров городским электрическим транспортом, улучшении режима рабочего времени и времени отдыха водителей, эффективном использовании транспортных средств;
продавать билеты и контролировать оплату проезда;
не допустить к поездке или высадить на ближайшем остановочном пункте пассажира в случаях, предусмотренных статьей 18 Закона Республики Беларусь «О городском электрическом транспорте и метрополитене»;
обжаловать в установленном порядке неправомерные действия контролирующих лиц.
Водитель может иметь иные права в соответствии с законодательством.
51. Водитель обязан:
знать и выполнять настоящие Правила, Правила дорожного движения, правила охраны труда и пожарной безопасности, правила технической эксплуатации и безопасности движения троллейбуса или трамвая, санитарные нормы и правила;
проходить в установленном порядке перед рейсом, а при необходимости – во время и (или) после окончания рейса медицинское обследование;
иметь опрятный внешний вид, не использовать домашнюю и спортивную одежду;
осуществлять продажу билетов только на остановочном пункте маршрута (в случае продажи билетов водителем);
прекращать перевозку пассажиров и самостоятельное движение троллейбуса в случае обнаружения на кузове троллейбуса утечки тока выше допустимой нормы;
проверять перед началом и во время работы техническое состояние транспортного средства в соответствии с требованиями инструкции водителя;
контролировать перед началом движения закрытие дверей транспортного средства;
соблюдать требования к режиму рабочего времени и времени отдыха водителей;
обеспечивать безопасную перевозку пассажиров;
останавливать транспортное средство по требованию лиц, имеющих на это право, и предъявлять им для контроля требуемые документы;
оказывать при необходимости пассажиру доврачебную помощь, или вызвать скорую медицинскую помощь, или принять меры по доставке этого пассажира в ближайшее лечебное учреждение;
обеспечивать движение транспортного средства строго по маршруту;
осуществлять посадку-высадку пассажиров после полной остановки троллейбуса, зафиксировав троллейбус стояночным тормозом, в конце посадочной площадки остановочного пункта (у дорожного знака «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» (при его наличии) или у таблички с расписанием движения либо как можно ближе к ним) вдоль продольного края посадочной площадки или тротуара не далее 0,3 метра по горизонтали от продольного края посадочной площадки или тротуара улицы населенного пункта или дороги до подножки троллейбуса;
не создавать препятствий для движения других транспортных средств и пешеходов при вынужденной посадке-высадке пассажиров троллейбуса в местах вне остановочных пунктов, выполнить посадку пассажиров с тротуара и их высадку на тротуар или обочину, исключив при возможности необходимость пересечения пассажирами проезжей части дороги;
при посадке-высадке пассажиров трамвая включить аварийную световую сигнализацию;
осуществлять посадку-высадку пассажиров после полной остановки трамвая в пределах зоны остановочного пункта, зафиксировав трамвай стояночным тормозом, в конце посадочной площадки (у дорожного знака «Место остановки трамвая» (при его наличии) или у таблички с расписанием движения либо как можно ближе к ним);
начинать движение транспортного средства после окончания продажи билетов (при наличии пассажиров, намеревающихся приобрести билет у водителя), только с закрытыми дверями и открывать их для посадки-высадки пассажиров на остановках;
включать отопление в салоне при температуре воздуха ниже плюс 5 градусов по Цельсию или согласно указаниям перевозчика;
объявлять на маршруте названия текущей и следующей остановок по прибытии на остановочный пункт маршрута и следующей остановки до закрытия дверей и отправления транспортного средства, а об изменении маршрута объявлять на каждом остановочном пункте маршрута;
предупреждать пассажиров о закрытии дверей транспортного средства. После предупреждения о закрытии дверей посадка-высадка пассажиров запрещается;
выполнять перевозку пассажиров в соответствии с утвержденным расписанием движения;
знать расположение остановочных пунктов и опасных участков на маршруте, пунктов оказания технической и медицинской помощи;
периодически напоминать пассажирам о необходимости оплаты проезда;
в транспортных средствах, оснащенных электромеханическими блокирующимися компостерами, подъехав к остановочному пункту, убедиться в полной остановке транспортного средства и фиксации его стояночным тормозом, открыть все двери салона и отключить компостеры на период проверки;
информировать пассажиров об условиях перевозки и требованиях к их поведению;
быть вежливым, доброжелательным и тактичным по отношению к пассажирам;
сдавать перевозчику оставленные в транспортном средстве вещи, документы или деньги на ответственное хранение согласно акту о сдаче вещей;
оказывать содействие пассажирам в их дальнейшей поездке при вынужденном прекращении перевозки;
выполнять иные обязанности в соответствии с законодательством.
52. Водитель транспортного средства при выполнении перевозок пассажиров городским электрическим транспортом несет ответственность в соответствии с законодательными актами.
ГЛАВА 9
ПОРЯДОК И СРОКИ ПРЕДЪЯВЛЕНИЯ ПРЕТЕНЗИЙ
53. Претензия может быть предъявлена перевозчику в течение трех месяцев со дня причинения вреда жизни, здоровью и (или) имуществу пассажира.
54. Срок предъявления претензии продлевается исключительно по уважительным причинам, объективно препятствовавшим предъявлению претензии.
55. Перевозчик должен в течение 30 дней со дня предъявления претензии, если иной срок не установлен законодательными актами, рассмотреть ее и сообщить заявителю в письменной форме о результатах рассмотрения. В случае полного или частичного отклонения претензии перевозчик обязан указать в письменном уведомлении причины данного отклонения и возвратить документы, приложенные к претензии.